суббота, 2 февраля 2013 г.

координаты матрицы дженерал – электрик

Вертикальная ось матрицы представляет собой интегральное многофакторное измерение привлекательности рынка по данному бизнесу. Здесь оцениваются те параметры конкретного бизнеса, которые организации практически неподконтрольны, т.Pе. это значимые факторы внешней среды. Горизонтальная ось ЂЂЂ это интегральная многофакторная оценка конкурентной позиции бизнеса. Здесь измеряются зависимые от организации факторы ее внутренней среды.На начальном этапе применения модели «Дженерал Электрик»/«Мак-Кинси» для интегральной оценки координат каждого бизнеса использовалось до 40 параметров. Со временем их количество сократилось до 15ЂЂЂ20. В табл. 4.2.3 приведен вариант из 16 параметров, по которым оцениваются конкретные координаты отдельных бизнесов по каждой из осей матрицы.Таблица 4.2.3Параметры координат отдельных бизнесов модели «Дженерал Электрик»/«Мак-Кинси»Матрица «Дженерал Электрик»/«Мак-Кинси» разделена на 9 ячеек, каждая из которых занимает определенные бизнес-позиции с характерными для нее стратегическими решениями (рис.P4.2.2).Анализируемые виды деятельности могут отображаться на сетке матрицы в виде кругов, координаты центров которых задаются соответствующими показателями данного бизнеса по осям Х, У. Размер каждого круга пропорционален объему продаж на данном рынке, а доля конкретного бизнеса изображается как конкретный сегмент соответствующего круга.Главным конечным результатом применения модели «Дженерал Электрик»/«Мак-Кинси» является стратегическое позиционирование конкретных видов деятельности, входящих в бизнес-портфель, а также их ранжирование на получение инвестиций по критерию будущей прибыли в заданной стратегической перспективе.Модель ADLЂЂЂLCМодель ADLЂЂЂLC (ADL ЂЂЂ от названия известной консалтинговой фирмы Arthur D.PLittle; LC ЂЂЂ от Life Cycle ЂЂЂ жизненный цикл), или матрица ADL ЂЂЂ это многофакторная модель для стратегического анализа диверсифицированных компаний, а также инструмент стратегического управления, который обосновывает принятие решений по стратегиям отдельных бизнесов организации.Рис.P4.2.2. Привлекательность рынка ЂЂЂ конкурентные позиции ЂЂЂ стратегииВ определенном смысле модель ADLЂЂЂLC развивает концептуальный подход, представленный моделью «Дженерал Электрик»/ «Мак-Кинси» и моделью БКГ. В соответствии с данным подходом все бизнесы организации позиционируются по сетке матрицы.По горизонтали (ось Х) задается интегральная многофакторная оценка конкурентной позиции фирмы. В методическом плане получение конкретных значений данного показателя очень похоже на его исчисление по модели «Дженерал Электрик»/«Мак-Кинси» (см. левую часть табл. 4.2.3). При этом для получения интегральной оценки применяют процедуру пофакторного взвешивания и различные экспертные оценки. Именно при их помощи определяются пять особенностей конкурентных позиций бизнеса:ЂЂЂPслабая: у бизнеса есть ряд критических слабых сторон; вPданной позиции бизнес самостоятельно выжить не может;ЂЂЂPпрочная: бизнес дает прибыль; бизнес специализируется в своей нише рынка и имеет в ней достаточную прочность; уPбизнеса минимальные самостоятельные возможности выхода из данной позиции;ЂЂЂPзаметная: у бизнеса есть заметные особенности и преимущества; весьма прочные позиции в своих специализированных нишах; уPбизнеса есть значимый потенциал для улучшения конкурентной позиции;ЂЂЂPсильная: для бизнеса характерны сильные конкурентные преимущества; возможна самостоятельная бизнес-стратегия без учета поведения главных конкурентов; позиция бизнеса сильна, но не абсолютно;ЂЂЂPведущая: данную позицию на рынке может занимать только один бизнес; он устанавливает на рынке свой стандарт и контролирует другие бизнесы; конкурентное преимущество практически абсолютное; бизнес-стратегия полностью самостоятельная.По вертикали (ось У) задается оценка жизненного цикла. Любая отрасль бизнеса или продуктовый рынок в каждый конкретный период времени проходит в один из четырех этапов своего развития: выведение товара на рынок; рост; зрелость (насыщение); спад.Таким образом, матрица модели ADLЂЂЂLC ЂЂЂ это матрица размерности 5‡4, в которой все отдельные бизнесы компании расположены в одной из 20 клеток согласно пяти значениям конкурентной позиции и четырем этапам жизненного цикла (рис.P4.2.3).Рис.P4.2.3. Матрица модели ADLЂЂЂLCКаждая клетка матрицы характеризует бизнес с разных сторон, но при этом четыре аспекта являются ведущими:ЂЂЂPкаждый бизнес имеет свою конкретную позицию в общем бизнес-пространстве компании в координатах модели ADLЂЂЂLC;ЂЂЂPдля каждой клетки характерна своя степень прибыльности и свой поток денежной наличности;ЂЂЂPкаждой клетке присущ свой набор типовых стратегических решений как минимум по трем вопросам: изменение доли рынка, получение инвестиций, изменение стратегической позиции;ЂЂЂPдля каждой клетки характерны свои стратегические маршруты по линиям: «естественное развитие», «избирательное развитие», «развитие ЂЂЂ выживание», «выход», а также свой набор так называемых типовых стратегических уточнений ЂЂЂ ТСУ (табл. 4.2.4).С учетом представленных методических положений основные моменты стратегического анализа и разработки стратегий с помощью модели ADLЂЂЂLC сводятся к следующим действиям.1.PВ соответствии с указанными оценочными показателями осей матрицы ADL проводится целевой анализ каждого конкретного бизнеса организации, по результатам которого все бизнесы заносятся в конкретные клетки и точки матрицы.2.PПо бизнесам, которые попали в определенные клетки матрицы из возможных вариантов, делается выбор одного конкретного стратегического маршрута, в рамках которого из набора ТСУ формируется типовая стратегия (табл. 4.2.5).Таблица 4.2.4Типовые стратегические уточнения по модели ADLЂЂЂLCТаблица 4.2.5Характеристики позиций по модели ADLЂЂЂLC3.PПосредством специальных процедур производится стратегическая балансировка (оптимизация) всего бизнес-портфеля организации. Это осуществляется по следующим критериям: стадия жизненного цикла, размер суммарного потока денежной наличности, средневзвешенная норма прибыли на чистые активы.Матрица БКГДостаточно часто используется метод фирмы Boston Consulting Group ЂЂЂ Бостонской консультативной группы (БКГ), по которому компания классифицирует свои виды бизнеса по матрице «рост/ доля». Вертикальная ось ЂЂЂ темпы роста рынка ЂЂЂ определяет меру привлекательности рынка. Горизонтальная ось ЂЂЂ относительная доля рынка ЂЂЂ определяет прочность положения компании на рынке. При делении матрицы «рост/доля» на секторы можно выделить четыре типа состояния бизнеса (рис.P4.2.4).Матрица БКГ заполняется следующим образом: сначала расчетным и (или) экспертным путем определяется своеобразный «водораздел» ЂЂЂ точка, соответствующая значению среднего темпа роста рынка и среднему уровню его доли, а также расчерчиваются вышеназванные четыре сектора.Затем предварительно рассчитанные координаты (значения темпов роста и доли рынка) по каждому бизнесу заносятся в матрицу в виде кружочков, размер которых прямо пропорционален объемам продаж рассматриваемого бизнеса.10

Изменить стиль (Регистрация необходима)Выбрать главу (96) Закрыть

Комментариев нет:

Отправить комментарий