пятница, 8 февраля 2013 г.

портрет в нижнем новгороде

Художник наблюдает за моделью, подмечает мельчайшие характерные черты, свойственные для портретируемого и выражающие его подлинную суть. На основе этих наблюдений Мастер формулирует некий знак, символ,  абстрактную идею, кото

Кроме того, делая собственные фотографии к портрету, художник уже имеет некую предварительную концепцию портрета, которая требует определенного освещения и цветовой среды, в которую погружается модель.

Одного взгляда достаточно, чтобы понять, готовился ли изображенный к созданию портрета. Существует даже специальное выражение – позировать. Однако, позируя, человек чаще всего напускает на себя некую «личину». Внутренне он уже как-то представляет свой визуальный образ и хочет, чтобы его видели именно  в соответствии с этим его представлением. Он входит в образ, в котором, как ему кажется, он выглядит гораздо лучше. Но есть большое несовпадение между тем, как он выглядит на самом деле и тем, что ему кажется о том, как он выглядит. Этот надетый, как одежда, образ, отражается  на всем:  пластике тела, мимике, выражении глаз. Поэтому, приступая к портрету, художнику необходимо добиться того, чтобы модель не  замкнулась в этом придуманном образе, а осталась собой. Для начала с человека нужно снять обертку позерства или маскировочного имиджа и приоткрыть естественное состояние духа. Перед Мастером стоит задача вовлечь Личность в общение, сделать участником действа. Нужно вывести человека из его защитной скорлупы привычного образа и сделать чуть более податливым и живо реагирующим.

В начале  общения с заказчиком художник обычно проводит профессиональную фотосессию. Почему фотографии для будущего портрета должен делать именно живописец, а наши домашние фотографии или даже сделанные в профессиональных фотостудиях, чаще всего не годятся для серьёзной работы?

Портрет это импровизационное взаимодействие, в котором сплавляются мастерство художника и восприимчивость модели. В атмосфере действа витает художественный образ, автору нужно только передать в материале эту насыщенную энергию. Личность, которую прихоть или обстоятельства привели в студию Мастера, и не представляет какой загадкой и заманчивой тайной она предстает перед художником. Любопытство переполняет его, и любопытство это необходимое, иначе к созданию портрета не приблизиться.

Портрет сталкивает две личности по разные стороны холста. Художник знает свою задачу, порой уже имеет предварительный план компоновки, размещения фигуры, освещения. Но зачастую всё это преждевременно и лишено смысла. Кто заявляет, что знает в деталях о том, что будет делать, по-моему просто привирает для солидности. В отличие от ремесленного плана, в котором четко прорисован путь от начала до конца, художнический пусть проявляется в импровизации. Невозможно планировать схемы и позы в отрыве от реального человека. Изначальное условие создание портрета – Личность. Отсюда и невозможность планирования. Когда художник пытается управлять Личностью как манекеном, та  просто затаивается внутри себя, погруженная в свои мысли. Личность исчезает,  подменённая похожим на нее истуканом с потухшими глазами.

В натурном портрете отражаются фундаментальные черты и яркие оттенки характера Личности. Отражаются не сами собой, а проявляются в результате взаимодействия с автором. Это требует от художника (не считая ремесла, разумеется), собственной открытости и некоторой степени откровения. Это нечто вроде материализации диалога и взаимопонимания.

Портрет с натуры

Живописец прежде всего создает обобщенный образ Личности в своем воображении. Однако просто скопировать этот мыслеобраз невозможно. Ведь он формируется и развивается постоянно, впечатления накладываются друг на друга, одновременно и выстраивая, и разрушая и уже сложившийся образ. Воображение не дает ясных, четких очертаний и характеристик , главное и неизменное его свойство – изменчивость. Перенос  этого зыбкого образа из воображения в материал – это и есть искусство.

В литературе принадлежность портрета к искусству определяется достижением той степени обобщения, которая раскрывает личность, а не просто сходство внешности.  Но как отличить сиюминутное, случайное изображение, некую копию от собирательного образа личности?  В целом все сводится к мастерству и Личности художника, но все же четких, однозначных определений здесь нет, да и быть не может, как и во всем, что касается искусства.

Алексей Чернигин  "Тишина"   х.м.  50х60  2005г.

Что же позволяет изображению человека стать Портретом? Несомненно, принадлежность к искусству. При этом не имеет значения, является ли это изображение фотографическим, живописным или, скажем, скульптурным, оно может быть произведением  искусства, или не быть таковым. А вот здесь уже нет никаких точных определений. Можно ли отнести произведение к области искусства - это вопрос очень субъективный, оценку мы обычно доверяем специалистам, которые и сами, впрочем, считаются таковыми на основании мнения других людей. Общественное признание также не является истиной в последней инстанции, оно во многом определяется либо политикой, либо изменчивой модой, либо коммерческими интересами.

Портрет принято понимать как изображение человека. Для точной передачи черт лица существует фотография, которая  действительно фиксирует мгновенное состояние человека, создает его сиюминутную копию. Зритель вполне может воспринимать тривиальную фотокарточку как  «портрет на память». Если изображенный человек ему знаком, воображение исподволь «наполнит» внешние черты образным содержанием – чувствами и ассоциациями. Личное отношение  «оживит» эмоциями случайно пойманное выражение лица  и  в сознании отпечатается образ, связанный с фотографией, но имеющий к ней лишь ассоциативное отношение. При этом любой другой зритель будет воспринимать это изображение лишь как «фотку» какого-то человека. Сколько таких фотографий делается ежесекундно по всему миру, вываливается в интернет или хранится в наших семейных альбомах! Живописный портрет также не всегда является Портретом по определению. Это характерно, например, для множества парадных, семейных, да просто откровенно заказных портретов. Потакая заказчику, которому достаточно внешнего сходства, художники во все времена плодили такие портреты в огромных количествах. Передача характерных черт  для  протокольной схожести в живописи больших талантов не требует. Достаточно набитой руки и основ ремесла. С прошествием времени такой портрет естественно приобретает историческую ценность, как свидетель эпохи, как документ, как образец модной тенденции в одежде, прическе или стиле живописи, но не более. 

На старофранцузском - portraire означает «воспроизводить черта в черту», говоря современным языком- «изображать с фотографической точностью». С древности до наших дней сохранились бесчисленные запечатления «на память» всеми видами искусств и ремесел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий